Всё ещё можно встретить споры среди автолюбителей о том, что лучше — механическая или автоматическая коробка передач. Как правило, в такие дискуссии вступают представители двух поколений: тех, кто привык к «механике» и не собирается переходить на другой тип КПП, и, с другой стороны — тех, кто считает МКПП устаревшим вариантом, не претендующим уже ни на какую конкуренцию. Обе стороны иногда грешат необоснованно радикальными выводами.
Считается, что будущее безусловно за «автоматом»: это более позднее и более совершенное изобретение, которое к тому же становится всё технологичнее со временем. Но и у тех, кто предпочитает «механику», есть что сказать в её защиту — и пока автопром предлагает оба варианта, безусловно, что сторонники будут у обоих. На сегодняшний момент даже представители таких престижных брендов, как Mini, Jaguar, BMW и Land Rover, встречаются с «механикой».
Итак, в чём отличия и преимущества этих двух типов КПП?
Разница в устройстве
Безусловно, главное отличие зашифровано в самих названиях:
-
«Механика» предполагает переключение передач вручную, то есть водитель прилагает физическое усилие к ручке, и далее оно передаётся через штоки и муфты на валы — меняются действующие шестерни с различным диаметром.
-
«Автомат», напротив, предполагает непрямое воздействие водителя. Изменение положения рукоятки (селектора) влияет на выбор режима, а само переключение передач производят гидротрансформатор и редуктор автоматически.
Рукоятки таких коробок различны по конфигурации, кроме того, отличия чувствуются и при самом использовании. В первом случае приходится прилагать больше сил, а при движении могут чувствоваться толчки из-за резкого переключения — во втором же случае процесс проходит более плавно.
Проясним, какого рода режимы может выбирать водитель при использовании АКПП. Как правило, это такой набор:
-
D — Drive. Это стандартное положение рукоятки для обычного движения вперёд (на различной скорости: для разгона и торможения водитель использует педаль газа, а коробка переключает передачу).
-
N — нейтраль. В этом случае движение колёс перестаёт быть зависимым от двигателя, и если руководство по эксплуатации модели позволяет, её при необходимости можно вытолкать или взять на буксир.
-
R — реверс. Его используют для движения назад (после остановки).
-
P — паркинг, остановка. Переводить в это положение селектор можно только после остановки, ни в коем случае не при движении. Режим аналогичен ручному тормозу, колёса заблокированы, можно заводить или глушить двигатель.
-
W, * и некоторые другие обозначения используются для «зимнего» режима. Его включают, когда нужно проехать по заснеженной дороге.
Теперь последовательно разберём, в чём плюсы каждого из типов трансмиссии.
Преимущества механической коробки:
-
Умение водить автомобиль на такого рода КПП универсально, то есть с неё намного проще перейти на «автомат», чем наоборот.
-
Машину с «механикой» возможно запустить, что называется, «с толкача», то есть благодаря провороту колёс.
-
Такой автомобиль также можно дольше везти на буксире.
-
Из-за несложной конструкции МКПП не требует обслуживания, их проще ремонтировать, а запчасти доступнее по цене, как и всё устройство в целом.
-
У такого механизма меньше масса.
-
Он не требует дополнительной системы охлаждения.
-
Потери энергии, поступающей от двигателя к колёсам в виде крутящего момента, сведены к минимуму.
Есть и ещё один плюс, скорее субъективного порядка: при движении на автомобиле с такой коробкой водитель больше «чувствует» машину, и его реакции мгновенно передаются авто. Некоторые считают, что это даёт больше возможностей в управлении. Действительно, даже разогнаться с МКПП проще, хотя современные, усовершенствованные коробки-«автомат» могут составить уже серьёзную конкуренцию.
Достоинства АКПП:
-
Она переключает передачи более плавно.
-
Не нужно прилагать физических усилий.
-
Эта КПП сама решает вопрос с переключением передач, так что просто при езде вперёд с краткосрочными остановками (на перекрёстках и т. д.) водителю не приходится постоянно дёргать рукоятку, и трансмиссия сама, автоматически, выбирает этот параметр движения.
Таким образом, удобство — это главное преимущество такой трансмиссии перед «ручной». Эргономика и управляемость постепенно совершенствуются, так что сторонники «автомата» полагают, что рано или поздно он останется единственным возможным вариантом трансмиссии. Правда, и у него есть свои модификации:
-
Гидроавтомат — традиционный вариант с гидротрансформатором.
-
Вариатор — без определённого передаточного числа, наиболее мягко меняет передачи (невозможно отследить на слух).
-
Роботизированная коробка — своеобразный гибрид АКПП и МКПП.
Закончить этот материал мы хотим предложением своих услуг: если Ваша коробка передач, любого типа, вышла из строя или стала работать некорректно, обращайтесь в наш автосервис «Икс-Авто». Мы работаем с автомобилями марок BMW, Jaguar, Mini и Land Rover.